Сергей Глебушкин —
собиратель русского народного костюма
Контакты
Одноклассники Facebook ВКонтакте

Статьи

«Традиционный русский костюм» — Цикл о национальной одежде. Часть первая

Журнал «Русское слово». Издание русской диаспоры в Чешской республике.

Лапти, понёва, зипун, кафтан, армяк, кокошник — вроде бы слова из старой сказки или былины. От них веет духом веков, забытой и недосягаемой древностью. А ведь еще живы люди, ходившие в лаптях, венчавшиеся в жемчужных и золотошвейных кокошниках, ткавшие скатерти и узорчатые рубахи — себе в приданое. И живут они не где-нибудь — среди нас.

Национальная одежда отражает характер любого народа, и русский тут не исключение. В ней, как в зеркале, проявляется его самосознание, мировоззрение и самобытность. По традиционному русскому костюму легко определить, чем жили, о чем думали и мечтали наши предки, во что они верили, а чего опасались. Сегодня мы, к нашему стыду, практически ничего не знаем об этом. Возможно, потому такой неподдельный интерес русскоязычной публики вызвала презентация на книжной ярмарке (см. «Русское слово» № 5) альбома «Традиционный русский костюм ХIХ-ХХ вв.» известного в России собирателя народных традиций Сергея Глебушкина, совмещенная с демонстрацией подлинной крестьянской одежды тех времен.

«Русское слово» предлагает совершить небольшой экскурс в нашу историю и узнать, какая одежда была в ходу на Руси. А помогать нам в этом будут авторы книг: историки, этнографы, коллекционеры — словом, все те, кто многие годы кропотливо собирает свидетельства жизни давно ушедших поколений. Опираясь на работы В. И. Вардугина (»Русская одежда: История народного костюма от скифских до советских времен»), Н. А. Сосиной (»Русский традиционный костюм») и Н. Л. Пушкаревой (»Во всех ты, душенька, нарядах, хороша (одежда русских женщин XVIII века)»), а также пользуясь информацией, старательно и с любовью подготовленной энтузиастами, хранителями народных традиций, опубликованной на сайтах, посвященных традиционной одежде, мы расскажем о русском костюме, манере его ношения, использовании и значении в повседневной, праздничной и обрядовой жизни русского народа.

ЧАСТЬ 1. ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ:

«Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы…»

— восклицал А. Блок и, оказывается, во многом был прав.

История русского традиционного костюма насчитывает многие века. Надо отдать должное нашим предкам. Без всяких «гламурных» модельеров и «нанотехнологий» они умудрились создать до предела функциональную одежду, просуществовавшую почти без изменений как минимум семь веков. К примеру, самый распространенный и, пожалуй, самый древний на Руси комплекс женской одежды — комплекс на основе понёвы, сложился приблизительно к XII-XIII векам, хотя некоторые его части — рубаха, понёва, кичкообразный головной убор — известны уже с VI-VII веков. Некоторые археологи называют еще более ранние даты. Они полагают, что традиции русского костюма во многом были заимствованы еще у скифских племен. Так что, хоть и не азиатами, но преемниками скифов мы себя считать можем по праву.

Русский костюм во все времена был своеобразен, заметно отличался от одежд соседних народов, но, самое главное, он очень удачно соответствовал образу жизни древних восточных славян — землепашцев. Многие века образ жизни, природные условия, а также обряды, верования наших предков были неизменны, а значит, практически не менялся их быт и костюм. Вплоть до начала XVII века он удовлетворял все слои общества: его носили цари и бояре, купцы, ремесленники и крестьяне.

Лишь после реформ Петра I, законодательно регламентирующих, в том числе, и русский быт, в России появился костюм европейского (голландского, немецкого, венгерского) образца, который из обязательного атрибута царя и его окружения становится к началу XIX века основной одеждой горожан всех сословий. Но это в городе. А на селе традиционная крестьянская одежда сохранила все своеобразие древнерусского костюма вплоть до середины XX века: крой, приемы декора, способ ношения. Этнографы рассказывают, что даже в 70–80 годах минувшего столетия еще можно было встретить в деревнях женщин в одежде образца времен Киевской Руси.

Такая верность костюму объясняется, в первую очередь, его функциональностью, удобством в повседневной жизни, так ценимыми земледельцами. Благодаря свободному, прямому крою, он не сковывает движений, легкий, практичный. Для разных погодных условий были выработаны и различные виды одежды: от летних поддевок до закрывающих все тело армяка и тулупа.

Еще одной отличительной чертой русского традиционного костюма является экономичность и простота его производства. Покрой рубах, сарафана, зипуна, поневы, армяка почти не требовал употребления ножниц, а отходы ткани ручной выделки были минимальными. Небольшое количество швов сокращало время изготовления, не требовало большого мастерства от швеи, а значит, позволить себе такую обновку могла даже самая нерадивая крестьянка. Это обстоятельство отражено в пословице: «Какова пряха — такова на ней и рубаха». Загадочные письмена

Красив и ярок традиционный костюм. Декоративность его достигается как путем комбинирования тканей разного цвета и фактуры (для народного костюма характерна аппликация из ромбов и квадратов, мелкий геометрический орнамент, хотя иногда встречается и растительный), нашивки лент, так и путем вставок из простого кружева, вышивки.

Из глубины веков древнерусские узоры дошли до нас почти неизменными. Предки относились к ним как к святыне: искажать, дополнять, «улучшать» — не разрешалось. Народную вышивку — эту первую систему кода, изобретенную людьми и имевшую для них определенный смысл — изучают чуть более столетия. Многое еще не разгадано. Сложно сказать, сколько открытий таят в себе простые узоры — символы жизни и мировоззрения давно ушедших поколений. Особенно интересны сохранившиеся с древнейших времен солярные и тотемные символы. Стилизованное изображение солнечной колесницы — один из наиболее часто встречаемых узоров вышивки. Само слово «узор», «узорочье» — от слов «заря», «гореть», «солнце», — идет от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло».

Этнографы полагают, что узоры на одежде имели важное мистическое, магическое и ритуальное значение, так как были глубочайшим образом связаны с языческими верованиями русов (сохранившимися в крестьянской среде практически до наших дней). К примеру, на нижней одежде, надевавшейся непосредственно на тело, орнамент располагался по краям (горловине, низе рукавов, подоле), исполняя роль оберега от нечистой силы. Особая роль в орнаменте отводится вышивке «крестом». К слову, крест считался охранным символом задолго до принятия христианства. В узорах, вышитых крестом, можно было «прочесть» заговор-заклинание от болезни, дурного глаза, порчи, от гибели в бою, от разорения. На мужской рубахе, например, мастерица вышивала узор, который читался так: «Господи Боже, благослови принять от синя моря силы, от сыры земли — резвости, от частых звезд — зрения, от буйна ветра — храбрости». Говорят, еще в середине ХХ века в деревнях можно было найти людей, умеющих «читать» узоры. Так несказанная красота переплелась с глубоким смыслом в столь обыденных вещах, как крестьянская одежда. Алый цвет мил на весь свет

Расположение цветов в русском костюме также неслучайно. Считается, что нижняя часть одежды символически связывается с землей и поэтому должна быть темной. В то же время ее верхняя часть всегда символизировала небо, а значит, должна была быть светлой. Традиционное преобладание красного цвета в русском крестьянском костюме объясняется просто. Красный цвет принято связывать с солнцем, плодородием, да и общеславянское значение слова «красный» (»красивый»), еще не было утрачено.

Но есть и другое, материалистическое, объяснение. В давние времена ткани окрашивались только растительными красками, а дававшая красную краску марена сорняком росла практически в любом огороде (например, растения, из которых получали зеленую краску, росли только в Китае, поэтому лишь привезенные оттуда шелка и атласы могли быть зелеными).

Скорее всего, именно простота и функциональность, так важные для рачительных хозяев свойства русского костюма, совмещенные с глубочайшим символизмом, «заветом предков», нарушать который было опасно, обеспечили такую поразительную жизнеспособность традиционной одежды. ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ:

Коллекция собирателя русского костюма Сергея Анатольевича Глебушкина одна из самых значительных, и сегодня, в начале ХХI века, занимает особенное место. Большинство экспонатов — ручная работа (ткачество, вышивка, плетение). Материал: шерсть, лен, конопля — то, что производилось в собственном хозяйстве. Но иногда применялись и покупные ткани (шелк, парча, атлас), привезенные из Индии и Китая. Сергей не только находит предметы и целые костюмные комплексы, приводит в порядок, реставрирует и бережно хранит их, он активно занимается исследовательской и просветительской работой. Во многих городах России и за рубежом прошли выставки коллекции Сергея Глебушкина, он постоянно участвует во всероссийских и международных фестивалях. Его деятельность отмечена множеством дипломов, похвальных грамот и благодарственных писем. Общероссийским общественным движением «Россия Православная» Сергей награжден почетными медалями «Благодатное небо» (2003), «За жертвенное служение» (2004), Российским комитетом по сохранению культурного наследия при комиссии РФ по делам ЮНЕСКО — дипломом «За многолетнюю деятельность по сохранению и пропаганде традиционного русского народного костюма», Международным Благотворительным Фондом «Меценаты столетия» — медалью «Честь и польза» (2005). На книжной выставке, состоявшейся с 24 по 27 апреля в пражском выставочном комплексе V?stavi?t?, были представлены три комплекта женского костюма из его коллекции. Сергей Анатольевич не просто привез и показал, он подробнейшим образом рассказал о происхождении и назначении каждого костюма.

Как родилась идея создания коллекции?

Идея родилась сама собой. Это что-то свыше мне дано, было заложено когда-то. Моя бабушка жила в деревне. У нее в сундуке лежал костюм. Она его каждый год просушивала, проветривала. Когда я бывал у нее, я видел это, мне он очень нравился. Потом бабушка умерла, костюм достался моей тете, от нее перешел к ее дочери — моей двоюродной сестре. А я всегда чувствовал, что он обязательно должен быть у меня, хотя знал, что он передается по материнской линии, от матери к дочери. Я пришел к сестре, упрашивал, в итоге, уговорил ее, продала она его мне. Это и был первый экспонат моей коллекции. Второй костюм я взял у родной сестры моей бабушки. Привез московские гостинцы, водку «Столичную», булки, колбасы. Ей вообще было непонятно, зачем мне это «шмотье». Так появился второй экспонат. Меня увлекло это дело, мы ездили в этнографические экспедиции, там собирали костюмы. Я сначала думал собирать только рязанские костюмы, так как сам родом из этого региона. Но остановиться невозможно. В другой области — другой костюм, в каждом районе, в каждой деревне — свой костюм. Раньше, если женщины встречались где-то на базаре, а базары были только в крупных селах, по платью было ясно, из какого они села.

Костюм — как паспорт женщины. По нему можно понять, сколько ей лет, сколько у нее детей, вдовица ли она или, возможно, потеряла сына…

Сейчас в моей коллекции более двухсот полных комплектов, уже отреставрированных, готовых к показам. Кроме того, много старых платков, ручников, головных уборов, каких-то бисерных украшений, нагрудных, плечевых, поясных и так далее. Если говорить музейным языком, то моя коллекция — более двух тысяч единиц предметов хранения. Все вещи начала XIX — середины XX века. Хранить все это непросто, но я стараюсь. Проветриваю, перекладываю от моли. В России пока нет музея народного костюма, есть, правда, отделы этнографического музея, а вот отдельного — нет. Я веду переговоры с Москвой, они взяли это на заметку, может, что и откроется.

А пока я много выставляюсь: народный костюм востребован, потому что это ярко, необычно. Люди подчас не верят, что это подлинный костюм. Например, мне недавно в Перми пришлось доказывать, что все эти костюмы — настоящие, выворачивать рубашки, показывать ручные швы. Люди не могли поверить, что этой рубахе — 100 лет. А все потому, что там не сохранился народный костюм. Это же Урал, там много приезжего люду из Центральных областей. А коренное население — коми-пермяки.

Я знаю, что Вы много занимаетесь просветительской работой. А кому, в первую очередь, интересен народный костюм?

Да, я никогда не отказываюсь от просветительской деятельности. Работаю, в первую очередь, с детьми. Меня часто зовут в школы показать, рассказать о традициях народного костюма. Дети с удовольствием слушают, а если удается что-то примерить, то восторгу нет предела! Например, в Москве есть этнографический детский сад, куда меня часто приглашают. Говорят, придите, мы и родителей пригласим, чтобы вы им рассказали. Современные родители не всегда понимают, зачем это нужно: ведь в советские времена все это было утеряно, никому не интересно. А сейчас, конечно, возрождается. Я и сюда привез эти костюмы для того, чтобы просветить, рассказать чешской аудитории о наших национальных русских традициях.

Понёва (юбка) — древнейший тип русской крестьянской одежды. Шилась, как правило, из клетчатой ткани домашнего изготовления, носилась и в будни, и в праздники. Первое надевание понёвы происходило очень торжественно. Обычно крестьянка имела в своем распоряжении 10–15 понёв: для «великих праздников», для воскресных и будничных дней, для большого и малого траура.

Кичка — женский головной убор, кокошник с высоким передом — В. И. Даль.

Поддёвок — полукафтанье или безрукавный кафтанчик, поддеваемый под верхний кафтан — В. И. Даль.

Армяк — сшитый халатом из верблюжьего сукна крестьянский широкий простой кафтан — В. И. Даль.

Тулуп — полная шуба, халатом обнимающая всё тело; бывает овчинный, бараний и пр. — В. И. Даль.

Зипун — крестьянский рабочий кафтан из домотканого сукна с короткой спиной от непогоды — В. И. Даль.

(Продолжение следует)

Ольга Куликова
Журнал «Русское слово». Издание русской диаспоры в Чешской республике

Новости и анонсы

С 19 сентября 2020 в Галерее Печатники работает выставка «Русская краса»
19 сентября 2020 г.

С 19 сентября 2020 в Галерее Печатники работает выставка «Русская краса»

Выставочный проект посвящен 175-летию Русского географического общества.

21 мая по 10 июля, г.Таганрог
28 апреля 2016 г.

21 мая по 10 июля, г.Таганрог

Россия полотняная. Выставка русского традиционного костюма XIX — нач. XX вв. из собрания Сергея Глебушкина…