Сергей Глебушкин —
собиратель русского народного костюма
Контакты
Одноклассники Facebook ВКонтакте

Статьи

Собиратели и просветители — Коллекция народного костюма

Журнал «Деко».

В детстве деревенского мальчика Сережу Глебушкина поразила красная ткань, положенная на пол в сенях вместо половика, которая оказалась распоротой понёвой. А через много лет Сергей стал собирателем русского народного костюма. Его деятельность отмечена множеством похвальных грамот и благодарственных писем за пропаганду народного искусства и воспитание у детей и молодёжи уважения и любви к русскому народному костюму. Он награждён Общероссийским общественным движением «Россия Православная» в 2004 году почётной медалью «За жертвенное служение», Российским комитетом по сохранению культурного наследия при комиссии РФ по делам ЮНЕСКО дипломом «За многолетнюю деятельность по сохранению и пропаганде традиционного русского народного костюма», Международным благотворительным фондом «Меценаты столетия» золотой медалью «Честь и польза». Сегодня собрание Сергея Глебушкина насчитывает около двух тысяч предметов. Это как традиционные женские костюмные комплекты середины XIX — второй половины XX века, так и отдельные предметы костюма начала XIX столетия. В собрании широко представлены костюмные комплексы разных уголков России — от величавого и сдержанного Русского Севера до полыхающего яркими красками Юга, а также множество старинных тканых и расшитых богатым орнаментом рушников, ярких платков Барановской и Прохоров-ской мануфактур, жаккардовых шерстяных и шёлковых шалей. Большую ценность и уникальность коллекции придают праздничные женские головные уборы: драгоценные северные, украшенные золотным и серебряным шитьём кокошники, девичьи повязки и венцы; сложные по конструкции и форме, многосоставные южнорусские кики и сороки, а также искусно выполненные бисерные украшения: гайтаны, разметки, ожерелки и прочее. В январе — феврале 2008 года в Народной галерее Государственного Российского дома народного творчества прошла выставка из коллекции Сергея Глебушкина, на которой были представлены традиционные костюмы Рязанской губернии, откуда коллекционер родом. Сергей рассказал, что привело его к этому увлечению, как создавалась коллекция и кто помогал ему собирать и восстанавливать бесценные наряды.

В самом центре России стоит моя древняя Рязань — прекрасная и неповторимая, неотделимая от великой Руси. Прекрасная не потому лишь, что для каждого человека нет места прекраснее его малой родины, но и потому, что по «лепоте» своей и узорочью была и есть от других на отличину. Есть на рязан-щине уголок, особенно милый моему сердцу — село Выша Шацкого района, где я появился на свет. Ещё в начале XVII века облюбовали монахи эти места с их нетронутой величественной природой, где и воздвигли монастырь в честь Успения Божьей Матери. Здесь покоятся мощи святителя Феофана Затворника Вышинского. Ежегодно монастырь посещают тысячи паломников, приезжающих помолиться святым мощам и образу чудотворной иконы Казанской Божьей Матери Вышинской. Патриарх Алексий II, посетивший Свято-Успенский Вышинский монастырь, назвал наши места «раем Господним на земле». В детстве я много времени проводил у своей бабушки по материнской линии, Жуковой Ирины Ивановны, которая была очень набожной, и мне часто приходилось слышать, как она напевала молитвы.

В размеренной деревенской жизни основными событиями были и остаются свадьбы и похороны, где душа народа раскрывалась полностью как в радости, так и в печали.

Уже в детстве зарождалась моя любовь к русскому фольклору. После службы в армии, в 1985 году, я переехал в Москву. Но чего-то не хватало мне в этой большой, но тесной столице. Душа просила незабываемой с детства деревенской свободы, простоты в общении с людьми, которые могли бы понять меня и разжечь ту народную искорку, которую я привёз с собой из глухого лесного села. Как-то, проходя мимо Дворца культуры АЗЛК (ныне культурный центр «Москвич»), увидел афишу с объявлением о наборе в фольклорный ансамбль. Так я стал (и по сей день являюсь) участником народного коллектива фольклорного ансамбля «Россияночка», которым вот уже на протяжении 30 лет бессменно руководит заслуженный работник культуры РФ и моя «творческая мама» Марина Ивановна Рыжова. Здесь я нашёл единомышленников, которых мне не хватало, и которые душой и сердцем привязаны к традиционному народному творчеству. Участники коллектива — также выходцы из разных областей России, и каждый вносит свою лепту как в репертуар, так и в создание особого своеобразия коллектива. Мы исполняем песни, танцы, наигрыши разных регионов России. Здесь, в родной «Россияноч-ке», во мне и проснулось чувство любви к русскому народному костюму, к его величию и многообразию, красоте и богатству. Здесь я вспомнил своё деревенское детство, бабушку по отцовской линии Анну Васильевну Глебушкину, как она стелила в сенцах на чисто вымытый пол красный половик, оказавшийся на самом деле распоротой понёвой, как она хранила в сундуке свою сряду (праздничный наряд), память о своей молодости. А что же с той срядой? После смерти бабушки она досталась её дочери Паше, а в дальнейшем у её дочери Марии, моей двоюродной сестры. Но мысль, что эта сряда должна быть только у меня, никогда не покидала меня. И после долгих уговоров сестра всё-таки отдала мне костюм. Как я был счастлив, что держу в руках ту нить, чувствую тот дух родства, который связывает меня с моими предками. Этот костюм и положил начало моей коллекции. Я вспомнил, что у бабушкиной младшей сестры Александры Васильевны тоже есть костюм. Она вообще не могла понять, зачем мне в Москве потребовалось это «шмотьё». Когда всё же принесла узел, оказалось, крыса прогрызла дыру через все складки. Но даже такому костюму я был безмерно рад. Сам я его реставрировать не смог Сколько же сил и умения пришлось применить моей первой помощнице Рите Тимохиной, чтобы из этой «кучи» получилась первоначальная вещь. Но и двух костюмов мне оказалось мало. Третий наряд мне отдала женщина из деревни Липки (к сожалению, не помню её имени, так как в те времена записей ещё не вёл). Ехали мы туда через лес с моим другом детства Игорем Шустовым на лесовозе. Совсем заболел я этим родовым костюмом и выцарапал из своего околотка (сёла Салтыко-во, Крутое, Жульёвка, Липки, Цветовка) все, какие мог. Теперь у меня их целых десять. Занимаясь в ансамбле «Рос-сияночка», собирая материал для репертуара, мы часто ездили в экспедиции по стране, и там я столько повидал необыкновенных красот, что у меня зародилась мысль собрать костюмы разных областей России. Приехал я как-то с частушками на Орловщину на Троицкий фестиваль. Прекрасная дружелюбная атмосфера. Всё действо происходит на опушке леса. Местные коллективы, угощают гостей. Каждый подходит к любому столу, пошёл и я. И тут увидел фольклорный коллектив из села Задушное Ново-сильского района. Все участники коллектива были одеты в традиционные костюмы, красочные, пышные, радужные. Сколько души у руководителя этого коллектива Валентины Болгари, сколько энергии. Я у неё спрашиваю: «Нет ли у вас лишнего костюмчика, мне продать». «Продать не продадим, а если хочешь, обменяем на мужскую рубаху».

Сказано — сделано. Как видите, деньги не главное, не главное купить-продать, а главное — отношения между людьми.

Интересно ко мне попал костюм из села Никитское Борисовского района Белгородской области. Я был на фестивале «Хатмыжская осень». Шёл дождь. Иду, гляжу под ноги, пытаюсь перейти по брёвнышку через большую лужу. Поднимаю глаза — бабуля в народном костюме. Тоже через лужу переходит. Я за ней. Познакомились. Зовут бабушку Мария Ивановна Толмачёва. Спрашиваю: «Где можно достать такой костюм?» Отвечает: «Ой, нигде уж и нету». Но, видимо, почувствовав мой неподдельный интерес, пообещала узнать. Переписывались, перезванивались. И лишь через год она смогла собрать по деревне целиком весь костюм и наконец-то прислать его мне, да ещё и с головным убором — бархатником. Правда, костюм пришлось реставрировать: много было дырок в шерстяном сарафане, подлежали замене и несколько лент по подолу. Часто требуется много времени, чтобы просто доехать до костюма, даже если есть адрес. Иногда человека уже нет в живых, иногда людям жалко — оставляют на память. Но я всегда говорю, что не собираюсь костюм перепродавать, он мне нужен для коллекции, я его отреставрирую, его люди увидят, он жить будет. Мои слова убеждают. А иногда бывает, что костюм сам в руки идёт, наверное, когда его очень хочешь. Как-то зимой пригласили меня в Орёл на фестиваль «Играй, гармонь орловская», организатором которого была мой давний друг, руководитель фольклорного коллектива «Святозары» Надежда Ивановна Соколова. Я попросил её что-нибудь для меня поискать. Спустя неделю она поехала в город Мценск, оттуда на санях — в деревню. И вот через какое-то время прислала мне аккуратно сложенный в старинном чемодане костюм села Черемашны, с головным убором да с лаптями.

Бывает, что и случай помогает. Скажем, понравился мне костюм из села Холм-Жирки Смоленской области, а старенькая хозяйка говорит: «Это память о моей маме, не отдам». А тут газ стали проводить — деньги позарез нужны. А где их взять? Шлёт мне весточку через полгода: «Костюм тебе отдам». Прислала посылкой. Зная о моём увлечении, друзья и знакомые тоже пытаются достать мне что-нибудь. Есть у меня земляк — Сергей Иванович Золотарёв, родом из Сапожка, возрождающий казачество в своём городе, и вот уже его знакомые достали мне шикарный костюм 20-х годов ХХ века пригородной слободы города Сапожка. И здесь же выражаю благодарность за предоставленные материалы о народном костюме этой местности директору краеведческого музея Елене Добычиной, кстати, однокласснице Золотарёва. Мой хороший знакомый Валентин Бойков, историк-этнограф, исследователь Нижегородской области, привёз мне необычный праздничный костюм из села Полхов Майдан Вознесенского района, где позатыль-ник головного убора сплетён из старинного бисера в орнамент. Интересен головной убор ещё и тем, что в традиционном нижегородском костюме невесты фата накидывалась сверху, а впоследствии она, скрученная в поясок и повязанная на чело, венчала головной убор уже замужней женщины.

Что-то мне достаётся по обмену. Например, костюм села Криуши Нижегородской области я выменял на костюм села Бельдюгино Смоленской области у заведующей детским садом №2096 города Зеленограда Натальи Васильевны Пугачёвой. В этом детском саду детишек приобщают к народному творчеству: разучивают с ними песни, водят хороводы, делают глиняные и тряпичные игрушки. В наши дни нужно поклониться таким воспитателям.

В обмен на курский костюм великая наша «петрушечница» Татьяна Чунакова отдала мне костюм своего родного села Болото Белёвского района Тульской области, который принадлежал её бабушке. В своё время она собрала и сберегла все костюмы певиц-односельчанок с уникальными местными вышивками и ткачеством. Мой хороший друг Анна Ку-навина, руководитель народного ансамбля «Ларец» из Курска, достала для меня костюм своего региона. Это изумительный сарафан-шубка, отделанный галунами и золотным шитьем. Позже в обмен на рязанский костюм, она привезла мне редкий, полуторавековой давности головной убор — сороку, вышитый серебряными и золотными нитями. Многое для моей коллекции даёт и наш вернисаж в Измайлове, куда иногда привозят уникальные вещи. Я хожу туда каждый выходной день в любую погоду в надежде найти какую-нибудь недостающую деталь для костюма или его реставрации, а если повезёт, приобрести целый костюм или головной убор. Там набираюсь впечатлений: резьба, прялки, ковка, вышивки — всё ручной работы, всё «дышит», заряжает энергией. На вернисаже я приобрёл костюм южного региона, но какого именно, не смог определить. Тогда я сфотографировал костюм полностью и по деталям, послал своим орловским друзьям. Они тоже не смогли определить, но заинтересовались и отослали фотографии сотрудникам брянского музея, и те уже точно сказали: Орловская губерния, Брянский уезд. Иногда на вернисаже удаётся купить какую-то деталь, а потом подбирать к ней всё остальное. Так, например, приобрёл я однажды сарафан Каргопольского уезда Олонецкой губернии; потом из старого куска материи сшил к нему фартук, а позже мне привезли кокошник и кофту, правда, в очень плохом состоянии. Также по деталям собирал я праздничный вологодский костюм. На вернисаже мне попались душегрея и кокошник, затем сарафан, который пришлось реставрировать. Интересен этот костюм тем, что на его примере видно, насколько преобразилась одежда крестьян с проникновением мануфактурных тканей в деревню. С некоторыми экспонатами моей коллекции связаны воспоминания. Был я в Архангельске на свадьбе у родственников. И вот мать невесты выходит встречать молодых с рушником — ткачество фантастическое! Спрашиваю: «Где взяла?» «У бабы Насти этажом ниже». Я к ней, а та не отдаёт. «Этот рушник старинный, ещё моей бабушки. Когда помру, пусть моя дочь отдаст его тебе». И действительно, через шесть лет её дочь передала мне этот рушник в память о матери. Многие люди помогали и помогают мне создавать коллекцию. На мои просьбы откликаются друзья, друзья друзей и просто незнакомые люди, которые после тоже становятся друзьями. Глядя на каждый предмет из моей коллекции, я с благодарностью вспоминаю конкретного человека, ещё раз убеждаясь, что мир не без добрых людей. «Добрые люди» — это ещё и мои помощники в реставрации костюмов: Нина Петровна Попова, знаток и исполнитель песен Белгородской области; Маргарита Тимохина, преподаватель фольклора, родом из Калужской области, знакомящая нас с культурой своего края; Ирина Да-тиашвили, реставратор убранства икон и художница пасхальных яиц. Все они не только первоклассные специалисты в своей области, но и прекрасные реставраторы. Особая благодарность Татьяне Вальковой, филологу-фольклористу, преподавателю православного центра «Русские начала», автору журнала «Чудесные мгновения». Нескольких лет она помогает мне и словом, и делом. Татьяна реставрировала многие мои костюмы, оказала неоценимую помощь в выпуске буклета «Русский традиционный женский костюм». Я очень признателен ей за терпение и понимание. Реставрация, в частности народного костюма, требует упорной и кропотливой работы. Мне хочется, да я и обязан восстановить костюм в его первоначальном виде, ведь каждая деталь в нём имеет определённый, порой скрытый смысл. Мне часто задают вопрос: для чего я собираю свою коллекцию. Вначале костюмы притягивали меня своей самобытностью, но потом я понял, что это интересно и другим людям. Интерес к русской культуре сейчас всё больше возрастает, в том числе и к народному костюму. В настоящее время возникает потребность в «живых», рукотворных вещах, которая по мере увеличения числа штампованных, стандартных предметов вокруг нас становится всё более ощутимой. Костюм имеет для меня особую притягательность, и я хочу, чтобы всё больше и больше людей, видя эти шедевры, сделанные руками простых крестьянок, испытывали гордость за то, что они русские. Моя коллекция открыта для всех, кому это интересно. За последние годы её видели на фольклорном фестивале «Мировая деревня» в Рощи-но Ленинградской области, в Музее истории Москвы (усадьба «Кузьминки»), в мэрии Москвы, в Государственном Российском доме народного творчества. Коллекция также выставлялась на православном фестивале в храме Христа Спасителя. В 2003 году в рамках культурной программы моя коллекция побывала на экспо-выставке во Франции, в 2007-м в рамках программы «Год России в Китае» — в КНР. Я всегда поражаюсь, какой интерес вызывают наши традиции и культура у иностранцев. Недавно я ездил в город Десногорск Смоленской области — молодой город атомщиков. Всего-то показал десять костюмов, а у десногорцев было ощущение, как будто к ним целый музей приехал: они в жизни не видели костюмов вековой давности. Приятные впечатления остались у меня от поездки в Ярославль на Всероссийский фестиваль «Русский костюм на рубеже эпох», где я познакомился со многими людьми, также одержимыми народным костюмом. Но всё это было бы невозможно, не будь у меня крепкого тыла — моей семьи. Моя жена Ирина не фольклорист, не реставратор, но знает о костюмах много и помогает мне во всём. Дочери Валентина и Анна — мои «манекенщицы»: им нравится наряжаться в старинные костюмы (большинство костюмов маленьких размеров 44–48). То ли это от простого девичьего любопытства, то ли наследственное. Может, когда-нибудь они и продолжат моё дело. Уже сейчас они вместе со мной являются участниками ансамбля «Россияночка». Конечно, занятия в ансамбле, показы отнимают много сил, но об этом забываешь, когда перечитываешь книгу отзывов, где незнакомые мне люди, от студента до специалиста, в том числе и из других стран, пишут добрые слова, добрые пожелания, благодарят за увиденное. И вновь хочется куда-то ехать, что-то узнавать, что-то находить…

СЕРГЕЙ ГЛЕБУШКИН

Новости и анонсы

С 19 сентября 2020 в Галерее Печатники работает выставка «Русская краса»
19 сентября 2020 г.

С 19 сентября 2020 в Галерее Печатники работает выставка «Русская краса»

Выставочный проект посвящен 175-летию Русского географического общества.

21 мая по 10 июля, г.Таганрог
28 апреля 2016 г.

21 мая по 10 июля, г.Таганрог

Россия полотняная. Выставка русского традиционного костюма XIX — нач. XX вв. из собрания Сергея Глебушкина…