Статьи
Русский традиционный костюм
Русский традиционный костюм — важная часть истории и культуры не только нашего народа, но и всего мирового наследия. Русское народное искусство отличается высокой художественностью и разнообразием. Мастерство, с которым русские женщины пряли и ткали, вышивали и шили, сочетали различные предметы одежды в одном костюме, умело переплетая новые и сохраняемые веками традиции, удивляет всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с народным костюмом. Русский костюм формировался на протяжении многих веков на обширных территориях расселения нашего народа, сохраняя древнейшие черты и разумно заимствуя всё лучшее от народов, соседствующих с нами.
Собрания народного костюма являются основами многих крупнейших государственных исторических и этнографических музеев, музеев изобразительных искусств и народного творчества. Однако традиционный костюм всегда привлекал внимание и частных коллекционеров. Благодаря известным коллекционерам ХIХ и начала ХХ века Н.Л. Шабельской, И.Я. Билибину, П.И. Щукину, М.К. Тенишевой от забвения были спасены многие шедевры русского прикладного искусства. Отдельные предметы и целые комплексы традиционной одежды вошли впоследствии в фонды лучших музеев страны или даже стали основой для их создания. Сегодня коллекционирование предметов старины не перестало быть актуальным. Традиционным костюмом интересуются значительное число собирателей, фольклорных коллективов, его продолжают сохранять внуки тех, для которых традиционная одежда была реальностью.
Коллекция собирателя русского костюма Сергея Анатольевича Глебушкина одна из самых значительных, и сегодня, в начале ХХI века, занимает особенное место. Сергей не только находит предметы и целые костюмные комплексы, приводит в порядок, реставрирует и бережно хранит их, он активно занимается исследовательской и просветительской работой. Во многих городах нашей страны и за рубежом прошли выставки коллекции С. Глебушкина, он постоянно участвует во всесоюзных и международных фестивалях. Его деятельность отмечена множеством дипломов, похвальных грамот и благодарственных писем. Общероссийским общественным движением «Россия Православная» Сергей награждён почётными медалями «Благодатное небо» (2003 г.), «За жертвенное служение» (2004 г.), Российским комитетом по сохранению культурного наследия при комиссии РФ по делам ЮНЕСКО — дипломом «За многолетнюю деятельность по сохранению и пропаганде традиционного русского народного костюма», Международным Благотворительным Фондом «Меценаты столетия» — медалью «Честь и польза» ( 2005 г.).
В настоящий момент собрание народного костюма Сергея Глебушкина насчитывает более тысячи предметов. В коллекции, с любовью собираемой по крупицам на протяжении вот уже почти двадцати лет, представлены самые разные комплексы крестьянской одежды ХIХ — первой половины ХХ века, уникальные предметы ХVIII века.
Традиционный костюм Русского Севера занимает достаточно большое место в коллекции: представлены пинежские повседневные пестрядинные комплексы, праздничные костюмы, состоящие из косоклинных сарафанов-»синяков» с рубахами-»коклюшницами», сарафанов-»набоешников» с рубахами-»намышницами». Северный праздничный девичий костюм, сохранивший немало древнейших элементов, представлен костюмами Летнего берега Белого моря и бассейна реки Пинеги. Костюмы состоят из белых рубашек, шелкового сарафана или штофной юбки, парчовых душегрей и девичьих повязок с вышивкой бисером и ажурной поднизью. С особенной тщательностью подобраны детали: украшения, платки и шали. В коллекции хранится женский костюм Каргопольского уезда Олонецкой губернии, состоящий из шелковых сарафана, фартука, казачка, плата и кокошника. Каргопольский кокошник — необычный женский головной убор, сохранивший ряд древнерусских черт. Очелье и задник кокошника вышиты в техниках золотное шитьё и сажение по бели жемчугом, рубкой (колотым перламутром) или бисером. Вышивка верхнего края очелья повторяет контуры княжеских венцов с семью городами, а пауши, прикрывающие виски, напоминают о древнерусской традиции ношения височных колец. Подобных головных уборов в коллекции два. В собрании Глебушкина есть несколько архангельских и вологодских женских головных уборов, выполненных сольвычегодскими золотошвейными мастерицами. Немало и традиционных вологодских костюмов. В костюмах Вологодской губернии второй половины ХIХ — начала ХХ века, представленных в коллекции, достаточно явно прослеживается взаимодействие вековых традиций и новомодных тенденций. Так, под влиянием городской моды оказался праздничный костюм Тарногского уезда Вологодской губернии: рубаха — «исподка» на кокетке, сшитая из коленкора, украшена цветочным орнаментом, вышитым крестом покупными хлопчато-бумажными нитями красного и чёрного цвета, сарафан состоит из кумачового лифа и пришитой к нему пышной юбки из домотканой пестряди. Завершает ансамбль домотканый передник с кружевом и полосой традиционного браного узорного ткачества. Достаточно редко встречаются в частных собраниях костромские и новгородские костюмы, в коллекции Глебушкина они представлены уникальными единичными экземплярами.
Традиционный крестьянский костюм центра России в связи с бурным развитием в ХIХ-м столетии в этом регионе промышленности сохранился в меньшей степени. Сергею удалось найти повседневные и праздничные тверские и смоленские костюмы с косоклинными домоткаными сарафанами и рубахами с рукавами, украшенными красным браным ткачеством и вышивкой крестом. Особенное место в коллекции занимает нижегородский костюм. Традиция этой земли представлена лучшими образцами арзамасского и городецкого золотного шитья: косынками, кокошниками и повойниками. Неповторим по своей красоте праздничный костюм зажиточных крестьянок центральных уездов Нижегородской губернии. На нижние рубахи девушки и женщины надевали коленкоровые рукава с ажурными сборками по вороту и вышитыми в технике белой строчки манжетами, затем нижние юбки и круглые штофные пышные сарафаны. На сарафаны надевались шугаи с рукавами или шитые золотом душегреи с семнадцатью складками на спинке. Такой костюм являлся достоянием семьи, и его бережно хранили, но до наших дней дошли единичные образцы. Сергей Глебушкин собрал несколько вариантов подобных костюмов, один из них, наиболее полный, представляет традицию села Безводного Нижегородской губернии. В костюме собрано почти всё, вплоть до мелочей: бисерные серьги, цепочки, шейное украшение — «ожерелье». В каждом уезде и даже селе нижегородской земли женский костюм приобретал свои особенные черты. В коллекции Глебушкина хранится полный праздничный женский костюм села Чернуха Арзамасского уезда, отличающийся обилием золотного шитья, ансамбли одежды Ардатовского уезда, сдержанные костюмы нижегородских старообрядцев и яркие ситцевые и домотканые крестьянские наряды Вознесенского уезда.
Пожалуй, самое пристальное внимание коллекционер уделяет южнорусской традиции, сохранившей в наибольшей степени архаичные черты. В собрании есть брянские, калужские и орловские костюмы с домоткаными распашными понёвами и тульский праздничный комплекс с рубахой и запоном (передником), украшенными полосами красного ткачества (село Болото). В большом количестве представлена воронежская и курская традиция: курские сарафанные комплексы с редкими головными уборами, шитыми золотом, кокошниками с позатыльниками, воронежские понёвные костюмы (где каждая понёва — настоящий шедевр народного искусства) с сороками золотного шитья, есть ансамбли с юбками — андараками. Но самыми любимыми для Сергея стали костюмы родной земли, рязанской. Благодаря детским воспоминаниям о бабушкиных нарядах, ярких и радостных, возник интерес к народной культуре и к костюму в частности. Бабушка по отцовской линии была «цуканкой» (местное название жителей нескольких дерень Салтыковской волости Спасского уезда Тамбовской губернии, ныне Рязанской области). Праздничные цуканские «сряды» поражают яркостью и тщательностью исполнения. В коллекции также есть повседневные и траурные костюмы этих мест. Рязанская традиция представлена в коллекции костюмами Спасского, Сапожковского, Сасовского, Кадомского, Милославского и других районов.
Немало в собрании и предметов мужского костюма: есть праздничные вышитые льняные и хлопчатобумажные рубахи, курские, белгородские, нижегородские, тверские, вологодские, повседневные северные рубахи из пестряди, пояса, порты и штаны, верхняя одежда. Уделяется внимание и традиционной обуви. В коллекции есть и рязанские сапоги с «гармошкой», и арзамасские сапожки с вязаным голенищем, и модные «коробошные» ботинки, и, конечно же, много самых разных лаптей.
В большом количестве представлены платки барановской и прохоровской мануфактур, мануфактур С. и А. Посылиных, братьев Рубачёвых, жаккардовые, шёлковые и шерстяные платки и шали.
Отдельного внимания заслуживают праздничные полотенца, хранящиеся в коллекции.
Сегодня народный костюм привлекает внимание многих, им интересуются не только этнографы, историки и искусствоведы. Возможно, после многих лет забвения настоящая народная традиция необходима нам сегодня для осознания своей самобытности, для восстановления почти утраченных связей с прошлым, со своими корнями. Однако увидеть сегодня народный костюм во всём многообразии в музеях не так-то просто, большая часть музейных коллекций находится в запасниках. Частные коллекции нередко бывают недоступны. Отличительной особенностью коллекции Глебушкина является открытость, Сергей не жалеет ни сил, ни времени на свою уникальную работу и на общение со всеми, кому интересен русский костюм. Подтверждением этого является и книга, которую Вы держите в руках. Низкий поклон Сергею за всё, что он сделал и продолжает делать для нашей истории, для нас!
Татьяна Валькова