Сергей Глебушкин —
собиратель русского народного костюма
Контакты
Одноклассники Facebook ВКонтакте

Статьи

Праздничный костюм села Подсереднее Белгородской области. 2-я половина ХIХ века

Журнал GEO, GEO Детали, июль 2010

Народный костюм — важная часть традиционной культуры. Русская одежда отличается высокой художественностью и разнообразием. Мастерство, с которым женщины пряли, ткали, вышивали, сохраняя вековые традиции, удивляют всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с народным костюмом.

1. Рубаха была основным составляющим элементом женского традиционного костюма. В старину рубахи шили из льняного или конопляного холста. Декор в рубахе располагался на самых важных, по представлениям наших предков, участках — вороте, подоле, у запястий, то есть там, где есть отверстия, в которые способна проникнуть отрицательная энергия — «нечистая сила». Так же обильно украшались оплечья, символизирующие силу человека.

2. Понёва. Наиболее распространенной поясной одеждой в селах была понёва. В русских письменных памятниках, начиная с ХI века, слово «понява» употребляется для названия полотнища ткани, а затем словом «понёва» обозначалась одежда типа юбки. Для ее изготовления использовали домотканные полотна из шерсти высшего качества, обычно синего или черного цвета, в крупную клетку и дополняли вышитым или тканым узором по подолу и боковинам.

3. Обувь. Мы привыкли к мысли, что в деревне все ходили в лаптях. Но праздничной считалась кожаная обувь. Это — сапоги, полусапожки, башмаки, коты.

4. Головной убор. Без головного убора костюм русской крестьянки просто немыслим. По древнему обычаю замужняя женщина не показывалась на людях «простоволосой» — это был грех, так как считалось, что непокрытая голова приносит несчастье. Женщины носили сложный головной убор «сороку». Основу его составляла кичка — твердая налобная часть в виде подковы. Кичку надевали на голову на уровне лба и фиксировали шнуром. Затылок и шею прикрывали «позатыльнем» — прямоугольной полосой ткани, закрепленной для жесткости на картоне. И наконец, сверху на кичку надевали «сороку», которая и венчала все это сооружение. Для изготовления головного убора использовались самые дорогие материалы: бархат, галун, блестки, гарус, золотая нить.

5. Передник. На Руси были распространены два вида передников: укрепленные на плечах и повязанные на талии. Последние шили из двух полотнищ домотканного полотна, на завязках. Подол декорировался вышивкой или ткачеством. Также пришивались «дорогие» или «загранишные» ленты.

6. Украшения. Праздничный костюм обязательно подразумевал украшения. «Грибатки» с кружками на длинных шнурах. Внизу они соединялись тесемкой, на которую вешали образок или крестик. Шнуры для «грибаток» плели руками и расшивались блестками и бусинами. «Чепок» — шнур с иконкой. Рядами вешались на грудь стеклянные бусы — «ожерелье».

7. Пояс — необходимая принадлежность русской одежды. Повсеместно бытовали тканые шерстяные пояса длиной до трех метров, которые оборачивали несколько раз вокруг талии, переплетали и оставляли концы свободными. Считалось, что круг, кольцо, пояс всегда защищали человека от недобрых сил, являясь оберегом. Он охранял магией жизненно важную часть тела — живот (что означает «жизнь») женщины, символизируя продолжение рода.

GEO Детали, июль’2010.
Текст и фото: Сергей Глебушкин,
собиратель традиционного костюма, член Союза художников России

Новости и анонсы

С 19 сентября 2020 в Галерее Печатники работает выставка «Русская краса»
19 сентября 2020 г.

С 19 сентября 2020 в Галерее Печатники работает выставка «Русская краса»

Выставочный проект посвящен 175-летию Русского географического общества.

21 мая по 10 июля, г.Таганрог
28 апреля 2016 г.

21 мая по 10 июля, г.Таганрог

Россия полотняная. Выставка русского традиционного костюма XIX — нач. XX вв. из собрания Сергея Глебушкина…